«Нулевое давление»
Дата публикации:

«Нулевое давление»

2fd6b5dc

Первые тревожные признаки появились еще до закрытия сделки в ноябре 2022-го. Надо было провести сделку так, чтобы не придрались чиновники Евросоюза с их жесткой антимонопольной позицией, и Facebook готовил Эктона к встрече с десятком представителей Европейской комиссии по вопросам конкуренции. «Меня наставляли, как им объяснить, что будет чрезвычайно трудно объединить данные из двух разных систем», — вспоминает Эктон. Все это он и выложил регуляторам, добавив, что у него с Кумом и вовсе нет таких планов. Позднее ему стало известно, что в недрах Facebook уже тогда были «планы и технологии по объединению данных», в частности можно было использовать идентификатор, присвоенный телефонному номеру в мессенджере, для поиска соответствия ему в клиентской базе соцсети. Другой способ — соотнесение аккаунтов в социальной сети с телефонным номером и дальнейшее соотнесение с аккаунтом в WhatsApp по этому телефонному номеру.

Прошло 18 месяцев, и обновленные «Условия предоставления услуг» в WhatsApp установили связь между аккаунтами. Так Эктон был выставлен лжецом. «Я думаю, они рискнули, решив, что прошло достаточно времени, чтобы в ЕС уже все забыли». Но там не забыли, и Facebook пришлось заплатить $122 млн штрафа за то, что он предоставил властям ЕС «некорректную или искаженную информацию». Это была своеобразная плата за ведение бизнеса, поскольку сделка была закрыта, а связи между аккаунтами продолжают устанавливать (правда не в Европе). «Ошибки, которые мы допустили в электронном архиве 2014 года, не были преднамеренными», — сообщил официальный представитель Facebook. «Меня зло берет, даже когда я об этом рассказываю», — говорит Эктон.

Соотнесение аккаунтов стало первым и решающим шагом к монетизации WhatsApp. Обновление «Условий предоставления услуг» должно было создать основу для монетизации мессенджера. В ходе дискуссий в связи с этими изменениями Facebook искал возможность подобраться к клиентской базе WhatsApp, но основатели мессенджера всякий раз давали отпор. В итоге был достигнут компромисс. Пункт об отсутствии рекламы в WhatsApp остался, но Facebook мог сопоставлять аккаунты, чтобы предлагать новых друзей участникам соцсети и давать возможность рекламодателям рассылать более точные адресные предложения в Facebook. То есть мессенджер обеспечивал вводные данные, а соцсеть получала результат.

Эктон с Кумом потратили уйму времени, переписывая «Условия предоставления услуг», и раздел о бизнес-сообщениях поставил их в тупик. «На этих параграфах мы зациклились», — вспоминает Эктон. Тут-то они и дали слабину: юрист настоятельно советовал им прописать возможность «продуктового маркетинга», чтобы WhatsApp нельзя было признать ответственным в случае, если бизнес будет использовать мессенджер в маркетинговых целях.

Основатели WhatsApp делали все, что было в их силах, чтобы отсрочить планы Facebook по монетизации. В 2016 году, например, Цукерберг опасался конкуренции со стороны Snapchat. И WhatsApp отложил планы по зарабатыванию денег, занявшись вместо этого разработкой новых функций, которые копировали то, что было у Snapchat, — камеры, которая позволяла персонализировать фотографии, добавляя смайлики (октябрь 2016-го), и «Статуса», в котором увидели клон «историй» у Snapchat (февраль 2017-го).

Через три года после сделки Цукерберг стал проявлять нетерпение. По словам Эктона, он выразил свое недовольство на общем собрании сотрудников WhatsApp. «Ему был нужен финансовый план, перспективы на десять лет — все, что можно предъявить на Уолл-стрит как доказательство роста», — вспоминает он. Со своей стороны Facebook утвердил расчетный рост выручки на $10 млрд за пять лет монетизации, но Эктон счел, что столь высокой цифры не достичь без рекламы. Он предложил другой план: дать возможность бизнесу рассылать «информационный, полезный контент» пользователям мессенджера вроде того СМС от дилера Honda, но не позволять просто слать рекламу или собирать данные о пользователях. Он также ввел платные целевые услуги. Но ощутимого результата не было.

В свое время Эктон ушел из Yahoo, поскольку не мог смириться с подходом к рекламе этого интернет-портала, который всю сеть засеял своими баннерами. Стремление увеличивать выручку за счет качества продукта «оставило нехороший привкус» от той работы, вспоминает он. И тут он увидел, что та давняя история повторяется. «Что мне не нравилось и в Facebook, и в Yahoo, — говорит он, — так это их позиция: если тут можно хоть доллар заработать, мы это сделаем». В общем, он понял, что пора уходить.

А Кум между тем остался, хотя и редко уже появлялся в офисе. Он тянул время, дожидаясь финальной расплаты. Кум продержался до прошлого апреля и ушел через месяц после того, как Эктон опубликовал твит с тегом #deletefacebook, сообщив в своем фейсбуке, что намерен посвятить себя коллекционированию автомобилей Porsche с воздушным охлаждением. В августе 2018-го источник сообщил, что Кум отплывает на яхте в Средиземное море. Связаться с ним Forbes не смог.