Обязанности бухгалтера-оператора в торговле
Дата публикации: 27.02.2023

Обязанности бухгалтера-оператора в торговле

2fd6b5dc

Содержание Ведение бухучета часто связано с необходимостью проводить множество однотипных повторяющихся операций. Например, крупные торговые компании производят в день сотни и даже тысячи отгрузок. И на каждую операцию нужно оформить документы, а затем отразить ее в учете. Подобными задачами занимается бухгалтер-оператор.

Рассмотрим функции этого специалиста и порядок составления его должностной инструкции. Нужно отметить, что в официальных документах, посвященных организации труда (например, классификатор, утвержденный постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37), должность «бухгалтер-оператор» отсутствует.

Не найдете вы ее и в профстандарте «Бухгалтер», который был актуализирован в 2020 году. Однако несмотря на отсутствие формальной регламентации, на практике бухгалтеры-операторы весьма востребованы. Они нужны везде, где необходимо проводить тысячи и десятки тысяч однообразных операций в месяц.

В начале статьи мы приводили пример с отгрузками в торговой организации, но операторы нужны и в производственных предприятиях. Оприходование материалов, списание их на производство, передача готовой продукции на склад — всеми этими задачами занимается бухгалтер-оператор.

Чтобы потребовалось выделить отдельного сотрудника (или сотрудников), специализирующихся по вводу данных, компания должна быть достаточно крупной. Например, если речь идет о торговой фирме, структура должна быть разветвленной и включать в себя десятки точек реализации.

Закон не устанавливает специальных к квалификации рядовых сотрудников бухгалтерии. Но на практике предприятия часто используют регламент, содержащийся в профстандарте «Бухгалтер». Для рядовой позиции этот стандарт допускает наличие только среднего специального образования.

Обязательных требований к стажу при этом не установлено. Однако работодатели часто все-таки требуют наличие хотя бы минимального стажа (1-2 года).

Причем желательно, чтобы опыт работы был связан с тем участком, на который планируют принять сотрудника: отгрузка, оприходование или списание материалов и т.п.

Ведь учет в каждой области имеет свою специфику, а возможность для обучения новичка есть далеко не всегда. Что же касается личных бухгалтера-оператора, то здесь особую важность имеют внимательность и усидчивость.

Иначе специалисту будет непросто ежедневно обрабатывать десятки и сотни однотипных документов и при этом не допускать ошибок. Бухгалтер, как и любой сотрудник, пользуется теми правами, которые предоставляет работникам ТК РФ: своевременная выплата зарплаты, организация рабочего места, режим труда и отдыха и т.п.

Но т.к. ориентирована на регламентацию обязанностей, то общие права в нее обычно не включают. Соответствующий раздел инструкции, как правило, содержит только те права, которые непосредственно помогают специалисту в работе:

Иногда бухгалтеру, оформляющему первичку, может быть предоставлено право подписи отдельных видов документов. В обязанности бухгалтера-оператора входит:

Любой сотрудник организации за допущенные нарушения в своей деятельности несет ответственность на двух «уровнях»: перед самой компанией и перед государством.

Ответственность перед организацией делится на две части: дисциплинарная и материальная. В дисциплинарном порядке, в зависимости от степени нарушения, к сотруднику могут быть применены санкции от замечания до увольнения. Материальная ответственность применяется, если действия сотрудника нанесли ущерб компании.

Например, из-за неверно оформленных документов налоговики взыскали с организации штраф. В общем случае рядовой бухгалтер обязан компенсировать нанесенный ущерб в сумме, не превышающей его месячного дохода.

Что же касается ответственности перед государством, т.е. административной и уголовной, то обычно к рядовым сотрудникам она не применяется.

Если в деятельности компании выявлены признаки налоговых правонарушений или преступлений, то чаще всего наказывают директора, в некоторых случаях — еще и главбуха. Однако возможны и другие ситуации, не связанные с исчислением налогов.

Например, в компании выявлены факты хищений, а бухгалтер-оператор был соучастником. В этом случае, кстати, применяется и полная материальная ответственность за нанесенный ущерб (п. 5 ст. 243 ТК РФ). Каждое предприятие разрабатывает должностную инструкцию самостоятельно, но обычно этот документ включает в себя:

От зависит очень многое.

Ведь первичка — это основа бухучета организации.

Ошибки при формировании исходных данных могут принести в дальнейшем немало проблем.

Поэтому важно четко регламентировать работу сотрудника, который ведет этот участок.

А в случае, если допущены нарушения, необходимо оперативно выявить их причину, установить виновных лиц и наметить пути устранения недостатков. Сделать все это поможет качественно составленная должностная инструкция бухгалтера-оператора. Данный документ будет полезен не только при спорах внутри компании, но, при необходимости, может являться доказательством в суде.

Бухгалтер-оператор, оформляя первичные документы, создает основу бухучета компании.

Чтобы все исходные данные заполнялись своевременно и без ошибок, функции оператора нужно подробно регламентировать. Сделать это поможет должностная инструкция, отражающая все особенности работы на данном участке. Хотите читать советы налоговых экспертов и главных бухгалтеров?

Подпишитесь на обновления блога Подписаться Поделиться статьей Наши лучшие статьи Заказ обратного звонка Ваше имя Ваш телефон Удобное время звонка Через 30 минут В течение дня Утром с 9 до 12 Днем с 12 до 15 Вечером с 15 до 19 Что вас интересует? Бухгалтерское обслуживание Оптимизация налогов Расчет зарплаты и кадры Восстановление учета Нулевая отчетность Другое Нажимая на кнопку «Заказать звонок», вы даете согласие на Наверх

  1. ( , )

© 2004—2020, ООО «1С-ВайзЭдвайс» ИНН — 7721641003 КПП — 772101001 многоканальный Наш офис в Москве: Рязанский проспект, д.75, корп.4 Наш офис в Санкт-Петербурге: ул.

Профессора Попова, д.23В, помещение 52Н (офис 105),1-ый этаж, БЦ «Гайот»телефон: false