Проверка контрагента есть на благонадежность | ssangyong-vizitauto.ru
Дата публикации:

Проверка контрагента есть на благонадежность | ssangyong-vizitauto.ru

2fd6b5dc

Алена Ива юристА если вы принимаете к вычету НДС, вам налоговая может устроить вырванные годы только за то, что контрагент покажется ей каким-то неблагонадежным.Поэтому контрагентов надо проверять.

Вот как это делать.Сразу оговорюсь: есть 16 способов проверить контрагента по разным базам, сайтам и сервисам, и если пользоваться всеми, то это будет стоить времени.

С другой стороны, прошедший все 16 шагов контрагент — это золото. Если вы начали проверку, и первые же пять этапов оказались провальными, можно сразу отказывать этому контрагенту — маловероятно, что дальше вы найдете что-то хорошее.

Недобросовестные компании очень хорошо умеют изображать благонадежность.

Доверять нельзя ни обильной рекламе в интернете, ни щедрым скидкам, ни дорогим костюмам. Вот зачем проверять контрагентов по документам.Вычислить тех, кто не выполнит обязательства.

Мои клиенты часто рассказывают о недобросовестности партнеров. Салону красоты плохо сделали ремонт и пропали — потери составили треть от первоначальной суммы ремонта. Строителям заказчик три года не оплачивал выполненные работы — нужно было подавать в суд, но заказчик обанкротился.Часто бывает, что покупатель принимает товар и не платит.

Или наоборот: поставщик получает аванс и не отгружает товар. Проверка поможет решить, стоит ли сотрудничать с контрагентом, или есть риск, что он не выполнит свои обязательства.Не работать с однодневками.

Контрагент может оказаться фирмой-однодневкой, которая была создана неделю назад специально для того, чтобы взять с заказчиков авансы и исчезнуть. В этом случае вы потеряете только деньги, но это тоже неприятно.Может оказаться так, что фирмы вообще не существует. Есть сайт, есть название и счет для перевода денег, но юридического лица нет, а за сайтом скрываются обманщики.Вычислить мошенников.

Ваш контрагент может совершать финансовые преступления, например, заниматься обналом или набирать незаконные кредиты. В таком случае правоохранительные органы будут проверять не только контрагента, но и вас как его партнера.Избежать работы с банкротом. Вы можете связаться с фирмой, которая находится в состоянии банкротства.

Если вы переведете такой фирме деньги, увидите вы их не скоро, если вообще увидите.Любую сделку с банкротом, в том числе вашу, вправе оспорить в суде кредиторы. Чтобы получить деньги назад, нужно включаться в реестр кредиторов и ждать окончания процедуры банкротства, которая может длиться несколько лет.Не иметь проблем с налоговой.

Если налоговая посчитает, что вы недостаточно проверили добросовестность потенциального контрагента, вам могут отказать в налоговой выгоде.

То есть вы не сможете заплатить меньше налогов — получить налоговый вычет или применить пониженную налоговую ставку.Письма ФНС , Случай из жизни.

После налоговой проверки одной компании доначислили налог на прибыль и НДС в размере 10 миллионов рублей. Штраф и пени вышли еще на 4 миллиона.Причиной для этого стал один договор поставки. Налоговая сказала, что фирма не проявила должную осмотрительность при заключении договора: контрагент не мог вести реальную хозяйственную деятельность, не платил налоги и вообще существовал только на бумаге.Пошли в суд, но он встал на сторону инспекции. Налоговая сказала, что фирма не проявила должную осмотрительность при заключении договора: контрагент не мог вести реальную хозяйственную деятельность, не платил налоги и вообще существовал только на бумаге.Пошли в суд, но он встал на сторону инспекции.

Оказалось, что контрагент вообще был исключен из реестра юридических лиц.В ходе проверки налоговая выяснила, что паспорта человека, подписавшего договор от имени контрагента, не существует, а подписи поддельные.

Потом к этому делу подключились сотрудники полиции — началось настоящее веселье.

Полиция искала непоставленный товар, генерального директора и подняла на уши всех партнеров нечестного контрагента, в том числе нашу несчастную компанию, которой в итоге пришлось доплатить налоги и уплатить штраф.С 2017 года действует Она напрямую запрещает уменьшать налоговую базу или сумму налогов, если организация исказила факты своей деятельности. Но если факты отображены верно, цель сделки не налоговая выгода и договор был реально исполнен, то организация имеет право уменьшить налоговую базу или сумму налогов. Применять эту статью будут к выездным налоговым проверкам, которые были назначены после 19 августа 2017 года. Судебная практика по применению ст. 54.1 НК РФ в спорах с налоговой уже появилась.Случай из жизни. Налоговая инспекция заинтересовалась сразу несколькими договорами поставки одной организации.

Налоговая инспекция заинтересовалась сразу несколькими договорами поставки одной организации. И по факту проверки фирме доначислили налогов, штрафов и пеней на 39,5 млн рублей.

Не согласившись с решением налоговой, организация подала в суд.Первая инстанция встала на сторону налоговой, а вторая — согласилась с организацией. Третья инстанция сказала, что налоговая права и налоги придется доплатить.Основанием для этого стало то, что реальность договоров с контрагентами была опровергнута налоговой.Налоговая сослалась вот на что. Контрагенты отсутствовали по своим юридическим адресам, документы контрагентов подписаны не директорами, а сами директора отрицали свое руководство фирмами.

А еще налоговая установила, что у проблемных контрагентов совпадают IP-адреса.Суд с налоговой согласился и организации пришлось доплатить серьезную сумму.Вот как проверить контрагента самостоятельно. Ну и что? 14.06.17Запросите у потенциального контрагента копии основных документов.

Для компаний — это устав, свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН), свидетельство о присвоении основного государственного регистрационного номера (ОГРН), а также решение или протокол о назначении генерального директора.

Для индивидуальных предпринимателей — свидетельство о присвоении основного государственного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).Если организация или ИП зарегистрированы в 2017 году и позже, то вместо свидетельств о регистрации у них на руках есть только листы записи сведений в реестры. Это нормально.Готовность предоставить документы по вашей просьбе — хороший знак.

Рекомендуем прочесть:   Вид деятельности оквэд услуги легкового транспорта для доставки запчастей

Если же будет доказана реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами, суды нередко констатируют добросовестность налогоплательщика и при некоторых дефектах документации ( ФАС ДВО от 17 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3976, Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2022 г.

по делу № А74-3599/2011 ). 2.

Убедиться в добросовестности контрагента с помощью ФНС России Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:

  1. проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, (руководства) в организации.
  2. подтвердить, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят ;
  3. узнать, не принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как ;
  4. выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу «» и осуществляется ли с ним по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
  5. получить краткие сведения из ЕГРЮЛ в режиме ;
  6. проверить, не представлены ли контрагентом документы для , вносимых в учредительные документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  7. удостовериться, что в отношении контрагента не принято опубликованное в решение о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества и т. д.;

Суды зачастую подчеркивают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может являться, к примеру, основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2008 г.

по делу № А56-43841/2007, постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007). 3. Узнать, не участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах.

Для этого необходимо изучить на официальном сайте ВАС РФ – с ее помощью можно узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен контрагент, и их содержании. Пользоваться ею просто – достаточно ввести в поле «Участник дела» название, ИНН или ОГРН контрагента и выбрать функцию «Найти».

После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства. 4. Удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти на .

Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату. 5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по .

Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель. 6. Проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности. Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика ( ФАС ПО от 22 февраля 2022 г.

по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2021 г.

по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2019 г. № КА-А40/13417-08). Подробнее о расхождении фактического и юридического адресов читайте в нашем материале: «» Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим.

К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения. 7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента.

В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г.

№ 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв.

Правительства РФ от 2 июня 2008 г.

№ 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183

«Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «

Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации»). 8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков.

Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть.

Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему , обновляемому ФАС России. Совет Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц.

Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г.

по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2022 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г.

по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2022 г.

по делу № А40-103278/11-140-436). При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2020 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833).

Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2020 г. по делу № А33-4148/2010). И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2020 г.

№ ВАС-16471/или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2022 г.

№ Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011).

С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г.

№ Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2021 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010). Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  1. не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.
  2. не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной;
  3. не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);

10.

Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента. Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2020 г.

по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г.

№ Ф04-1408/2008(1506-А45-по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г.

по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2022 г. по делу № А55-1742/2012 ). Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г.

№ Ф04-67/2007(77-А67-по делу № А67-1687/2007). Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2020 г.

№ КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57). Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012). Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности.

При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление). Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов.

При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности, и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2021 г.

№ КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2020 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2019 г.

№ КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308 ).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г.

№ 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2020 г.

по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2020 г.

по делу № А81-4676/2009). Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора «пробной» поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2020 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2022 г.

№ Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет «массовых руководителей и учредителей», и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2021 г.

№ Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010). В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Документы по теме:

  1. Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2019 г. № 03-02-07/1-177
  2. ФНС России от 11 февраля 2020 г. № 3-7-07/84
  3. Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2020 г. № 03-03-06/1/477
  4. Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2021 г. № 03-02-07/1-430
  5. Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «»
  6. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «»

Новости по теме:

  1. – ИА «ГАРАНТ», 10 апреля 2020 г.
  2. – ИА «ГАРАНТ», 20 января 2022 г.
  3. – ИА «ГАРАНТ», 4 июня 2019 г.

  4. – ИА «ГАРАНТ», 7 февраля 2022 г.

  5. – ИА «ГАРАНТ», 6 февраля 2022 г.
  6. – ИА «ГАРАНТ», 18 мая 2020 г.

______________________________ Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2020 г. № 03-03-06/1/477, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2019 г.

№ 03-02-07/1-177, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2021 г. № 03-02-07/1-430, письмо ФНС России от 11 февраля 2020 г. № 3-7-07/84. Теги: , , , , Источник: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: (доб.